Жизнь есть тьма, когда нет стремления. Джебран Халиль Джебран |
«В чем смысл жизни?» - об этом задумывались и греческие философы, и восточные мудрецы, и современные ученые. «Для чего я живу?» - этот вопрос хоть раз задавал себе всякий думающий человек.
Найти ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» - значит, определить ее цель, назначение. В зависимости от того, какую цель Вы преследуете на том или ином жизненном этапе, меняется и смысл Вашей жизни. Если Вы в 25 лет поставили себе задачу заработать как можно больше денег, с каждой новой крупной сделкой растет ощущение, что жизнь полна смысла. Но если через двадцать лет Вы обнаружите, что заработали деньги в ущерб гармонии в семейных отношениях или здоровью, то прошедшие годы будут казаться Вам бессмысленными или, по крайней мере, имевшими смысл лишь частично.
Одно ясно, что жизнь человека должна иметь смысл, т.е. цель, пусть даже и преходящую.
Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, что делает его слабым. Слабость, отсутствие цели мешают человеку сопротивляться неблагоприятным жизненным ситуациям, взять собственную судьбу в свои руки.
Такой человек становится легко управляемым - отсутствие смысла жизни лишает прочных жизненных критериев. Свои цели и желания человек часто подменяет чужими. В результате страдает его индивидуальность, не проявляются в должной мере способности и таланты.
Психологи отмечают также, что нежелание или невозможность найти смысл жизни лежат в основе многих психических расстройств и болезней, депрессии, неврозов, являются одной из причин самоубийств, преступности, алкоголизма и наркомании.
Поэтому любой человек всегда, осознанно или нет, но стремится найти для себя задачу в поле жизни. Постепенно вся эта карусель преходящих ценностей и желаний приближает человека к ответу на главный вопрос: «В чем смысл Жизни - в чем смысл всех смыслов и цель всех целей?»
Ответ на этот вопрос каждый человек обречен искать сам - как путем интеллектуальных исследований, так и на основе жизненного опыта. Существует даже точка зрения, что смыслом жизни является поиск смысла жизни. Однако, вслед за Махариши Махеш Йоги и другими величайшими мыслителями, мы полагаем, что объективный смысл жизни все же существует. Жизнь человека имеет назначение. И секрет счастья или несчастья человека напрямую связан с тем, в какой степени жизнь его соответствует этому назначению.
Чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь с тем, что такое Жизнь
Находясь внутри объекта, очень трудно понять, для чего он существует, в чем его смысл. Представьте, что Вы ни разу не выходили из дома, в котором родились. Как Вы можете постичь назначение этого дома, если Вам ничего неизвестно о дожде и снеге, жаре и холоде, от которых он призван защитить? Только знание более широкого диапазона реальности позволит Вам ответить на вопрос, для чего же существует дом.
Чтобы узнать, в чем смысл жизни, надо познать диапазон реальности более широкий, чем тот, который мы привыкли считать жизнью. Иными словами, чтобы понять, в чем смысл жизни, определитесь сначала с тем, кто Вы и что такое Жизнь.
По многочисленным социологическим опросам, в наши дни жизни реально угрожают однообразие, стресс и дефицит смысла. Главная причина этой проблемы кроется не столько в окружающем мире: в начальнике, супруге или соседях, - сколько в самом человеке: он утратил связь со своей собственной внутренней природой, но именно в этой природе, как гласят многочисленные источники, заключены огромный неиспользуемый человеком потенциал и подлинная Жизнь.
«Каждое человеческое существо подобно миллионеру, который забыл о своём богатстве и положении и вышел на улицу, чтобы просить милостыню».
Согласно А. Маслоу, основателю гуманистической психологии ***, современный человек слишком занят удовлетворением своих основных потребностей в еде и питье, работе и жилище. Но до тех пор пока эти потребности стоят на первом месте, истинный потенциал человека не может быть реализован. Вместо того чтобы действительно жить, человек длительное время готовит себя к жизни!
Следовательно, дело в том, чтобы «снова обрести себя», открыть в себе свою собственную внутреннюю сущность.
Возможно, в древности люди лучше знали, в чем смысл жизни, нежели в современную научную эпоху, несмотря на все ее достижения в области научно-технического прогресса.
С незапамятных времен было известно, что найти ответы на все вопросы о природе человека и мироздания, постичь истинную реальность Жизни возможно в сознании самого человека. Техники медитации, которые для этого использовались, дошли до наших дней и вызывают сегодня огромный интерес психологов и нейрофизиологов, поскольку было замечено и подтверждено многочисленными научными исследованиями, что занятия медитацией оказывает удивительно благотворное влияние на ум и здоровье человека.
Медитация – это постижение обычно неиспользуемых человеком уровней его сознания (ума). Древние люди знали, что спокойное состояние сознания человека скрывает в себе огромный потенциал, поскольку в действительности является источником всей активности. Опыт осознанного покоя, переживаемого во время медитации, открывает доступ к безграничным кладовым нашего собственного сознания. Медитация может послужить ключом к "банковскому сейфу" физических и духовных способностей, в котором сокрыты неслыханные сокровища и знание того, чем же на самом деле является наша Жизнь.
С точки зрения восточной философии, медитация - это и есть опыт непосредственного переживания собственного "Я" человека, опыт бытия – Жизни, которая по природе своей есть вечная, бесконечная, не имеющая границ реальность сознания. Переживание этого опыта обогащает всю повседневную жизнь человека.
«Бытие не есть нечто несуществующее, что можно принести откуда-либо и прожить. Это уже само по себе существование, сама жизнь всего. Это всепроникающее, вездесущее состояние абсолютного сознания».
Постижение смысла жизни через осуществление Жизни
Согласно Махариши, медитация создает коренные предпосылки для осуществления каждым человеком Жизни в ее полном и окончательном смысле, что является решающей предпосылкой для постижения смысла жизни как в теории, так и на практике. С практической точки зрения, постижение смысла жизни напрямую связано с тем, чтобы жизнь начала приносить счастье и удовлетворение, какой она и призвана быть.
«Жизнь должна и может быть неперестающей радостью».
Обыденному разуму трудно понять, как быть со смыслом непостижимого, лежащего за границами привычного. Для тех же, кто сделал первые шаги на пути раскрытия своего физического и духовного потенциала, для начинающих медитировать, ощущение смысла жизни теряет свою абстрактность и становится само собой понятным.
До тех пор, пока мы не осознали истинную реальность нашего собственного «Я», размышления о том, в чем состоит смысл жизни, подобны размышлениям страдающего амнезией миллионера над смыслом 1 доллара, лежащего в кармане, и забывшего, что в банке на его счету лежат миллионы.
Все в природе стремится к росту и развитию. Постоянное стремление к большему и большему счастью заложено и в природе человека. И все же достижение желаемого, никогда не приносит окончательного удовлетворения. Непреодолимая сила эволюции толкает нас вперед и вперед, к новым и новым целям и задачам. Человек подсознательно стремится обрести полноту существования, только не знает, где искать. «Так же точно, как желудь стремится стать дубом» (А. Маслоу), человек стремится стать Человеком во всей полноте этого слова.
«Цель жизни – это расширение счастья, а эволюция – процесс, посредством которого эта цель достигается… Если человек несчастен, он упустил саму суть жизни. Если человек не развивает постоянно свой разум, силу, созидательность, мир и счастье, это означает, что он потерял основное направление в жизни. Жизнь не предназначена для того, чтобы прожить её в скуке, праздности и страданиях; всё это не имеет ничего общего с сущностной природой жизни».
«Смысл жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живём».
«Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него».
«Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где-то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив».